Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск
«Музей как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, который посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери Неизменно музей играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В нем ребенок не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в воспитательно- образовательный процесс способствует формированию у детей психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющимся мире, но и быть активными участниками происходящих в нем преобразований. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут русские народные игры и праздники, русская кухня, костюмы, герои сказок и легенд... Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении музей «Русская горница» функционирует с 2008 года. Он представляет собой комнату- горницу, оформленным в русском народном стиле. Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины, и т.д.), начинают понимать и любить его; получают знания о культуре русских праздников. С каким восторгом проходят у нас Масленица и Проводы зимы, с горячими блинами и катанием на лошади. В нашем музее собрано более 200 экспонатов, объединенных в 6 экспозиций. Музей является памятником материальной и духовной культуры. Организация музея- результат краеведческой и экскурсионной работы педагогов, воспитанников и из родителей. Девиз нашего музея: «Нет будущего у людей, которые не ценят прошлого!» За прошедшие годы нами накоплен определенный опыт в вопросах организации музея и построения методической работы в условиях его развивающего пространства. Музей «Русская горница» выполняет ряд функций: 1.Документирование истории, культуры и природы родного края, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов. 2.Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию и развитию дошкольников. 3.Организация культурно- просветительской, методической, воспитательной и информационной деятельности , разрешенной законом. Деятельность музея наполнилась новым содержанием в связи с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. При разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогический коллектив приоритетным направлением определил патриотическое воспитание дошкольников. Основную роль в реализации задач патриотического воспитания отводим музею детского сада. Для работы по приоритетному направлению деятельности определен один день в неделю, что позволяет обеспечить системный и комплексный подходы. Работа музея воспитывает у детей патриотизм через приобщение к истокам русской народной культуры, знакомство со старинными вещами. И каждая встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного учреждения становится радостной и незабываемой для детей взрослых. Не поддельный интерес вызывают экспонаты нашего музея. Глиняная крынка- древний тип русского сосуда. В ней обычно хранили и подавали на стол молоко, простоквашу, квас. В музей эту крынку передала воспитатель детского сада, ей она досталась от бабушки. Другой экспонат, вызывающий неизменный интерес у детей, - ступка с пестиком, потому что не было в старину других приспособлений для измельчения твердых продуктов, сухих лечебных трав. Много талантливых мастериц было на Руси. Умели прясть и ткать, и вышивать. При посещении музея дети восхищаются вышитыми салфетками и рушниками. Отличительная особенность музея — здесь почти всё можно трогать руками. К примеру, можно попробовать вытащить ухватом горшок из русской печи, погладить одежду чугунным утюгом, покачать старинную люльку и даже поиграть на народных инструментах. Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде. 14 февраля 2018 в 15:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.