Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск

Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»

 Краткая аннотация.

Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.

Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится кругозор.

Проект будет реализовываться через вовлечение детейв различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, исследовательскую.

В проекте будут принимать участие педагоги, дети и их родители. Всего в проект будет вовлечено 2 воспитателя, муз. руководитель, физ. руководитель, 28 детей и их родители.

Постановка проблемы.

Он во главе стола- большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове пыхтит с заваркой чайник,

Внутри- воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:

В его стальной утробе жгучий жар!

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец- русский самовар.

(О. Карелин)

В наше время большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Не знают, как жили русские люди, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свои дома, как работали и отдыхали. Русский народ издревле славился гостеприимством. Когда за большим столом собиралось много людей, а во главе стола, в самом его центре,красовался самовар. Ведь именно самовар объединял людей, считался символом семейного очага, добра и уюта. Представить себе русское застолье без ароматного чая трудно, хотя в наши дни бодрящий напиток, ставший традиционным для наших предков, основательно потеснен кофе. Раньше же даже в гости приглашали «на чай». Здесь обсуждались семейные дела и последние новости, велись неспешные беседы и устраивались литературные читки. К счастью, в те времена телевизор еще не изобрели, а спешить по вечерам было некуда. Летом чайный стол накрывали на веранде или в саду. Даже на гулянья весной и летом в пригородные парки горожане выезжали с самоварами. На траве расстилалась скатерть, из корзинок доставалась нехитрая снедь, на специальную подставочку ставился самовар. А если чего-то за импровизированным столом не хватит, стоит помахать поднятой рукой, тут же, как из-под земли, появится разносчик с бубликами, пряниками, пирогами. Идиллия, да и только. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, для семьи традиционное чаепитие – вещь незаменимая.

К сожалению, времена меняются. В наш вечно спешащий век приглашать «на чай» уже не принято, это воспринимается как предложение зайти на несколько минут. А ведь именно в современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Сейчас, к сожалению, утеряны семейные традиции совместного чаепития и обсуждение семейных вопросов, умение делиться своей радостью и печалью с близкими людьми.

Поэтому мы и обратились к проекту «Русский самовар и чаепитие на Руси». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы.

Название проекта«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта: дети старшей группы «Ириски», воспитатели, родители.

Тип проекта: детско- взрослый

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.

Задачи проекта:

1) Расширить представления детей о русском фольклоре (сказки, пословицы, поговорки, загадки)

2) Обогатить и расширить словарь детей новыми словами.

3) Развивать познавательный интерес у детей.

4) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, воспитывать у них желание быть гостеприимными.

5) Побудить участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

1) Дети расширят представление о русской народной культуре, познакомятся с историей возникновения самовара.

2) Родители пополнят знания о русских народных традициях.

3) Педагоги получат опыт работы по патриотическому воспитанию детей.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Познание

Содержание Задачи

• Беседы «История возникновения чайника»«От самовара до чайника»

• Экскурсия в музей «Русская горница»

• Экспериментирование «Нагрев воды и заваривание чая»

• Углубить и расширить знания детей об истории возникновения самовара, чайника.

Коммуникация

Содержание Задачи

• Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.

• Дидактическая игра «Собери самовар»

• Учить детей разыгрывать представления по знакомому литературному произведению,применяя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты

Чтение художественной литературы

Содержание Задачи

• Чтение книги «Самоварецсамоварсамоварище» Ю. Добрынина

• «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармс

• «Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский

• Заучивание стихотворений о чаепитии

• Чтение детской художественной и научно- познавательной литературы о самоваре

• Знакомство с пословицами, поговорками о самоваре. • Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития.

Здоровье

Содержание Задачи

• Пальчиковая гимнастика «Самовар»

• Составление кулинарной книги «Выпечка к чаю»

• Беседа «О пользе чая» • Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Безопасность

Содержание Задачи

Беседы :

• «Этот опасный кипяток»,

• «Электрические приборы»,

• «Пожар дома»

• Дидактическая игра «Можно- нельзя»

• Формировать представление детей об основных источниках опасности в быту и способах безопасного поведения.

Социализация

Содержание Задачи

Сюжетно- ролевые игры:

• «В гости к бабушке»,

• «День рождения»,

• «Гости пришли, дорогие пришли»

• Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой.

• Учить самостоятельно подбирать атрибуты и предметы- заместители к игре.

Художественное творчество

Содержание Задачи

Выставка детских работ в разных продуктивных видах деятельности:

• Пластилинография «Самовар- батюшка»«Русский самовар»,

• Коллективное рисование «Самовар»,

• Лепка «Чайный сервиз» ,

• Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель,

• Аппликация «Закипает самовар» ,

• Квиллинг «Медный самовар» .

• Развивать творческие способности детей, совершенствовать навыки в художественном творчестве.

Труд

Содержание Задачи

•Субботник по мытью детской посудки: тарелочек, чашек, ложек.

• Протирка пыли в кукольном уголке.

• Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом ответственность и инициативу.

Физкультура

Содержание Задачи

• Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию.

• Русскиенародные подвижные игры : «У медведя во бору»«Волк и гуси».

• Считалка «Аты- баты» • Воспитывать чувство патриотизма.

• Развивать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с использованием считалок.

• Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Содержание проектной деятельности по реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

Работа с родителями.

содержание Участники проекта форма Место проведения

Подбор энциклопедической информации об истории возникновения самовара, чайника, их устройстве Родители Работа с литературой, интернетом дом

Совместное просматривание мультфильмов, русских народных сказок.

Родители, дети Совместная деятельность дом

Подбор поговорок, пословиц, загадок о самоваре и русском гостеприимстве Родители Работа с литературой, интернетом дом

Работа с детьми

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Экскурсия в музей «Русская горница» Воспитатели, дети Совместная деятельность Музей «Русская горница»

Подбор художественной литературы о русском чаепитии воспитатели Работа с литературой Пед. кабинет, дом

Чтение художественной литературы Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната

2 этап. Практическая деятельность.

Работа с родителями.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Изготовление книжек- малышек «Самовар» и кулинарной книги «Выпечка к чаю» с подобранными пословицами, поговорками, загадками. Родители, дети Совместная деятельность дом

Изготовление «Хранительницы чайного тепла» Родители, дети Совместная деятельность дом

Работа с детьми.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Беседы: «История возникновения чайника»,

«У носатого Фоки, постоянно руки в боки»«Этот опасный кипяток»«Электрические приборы. Пожар в доме»«О пользе чая» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната, музей «Русская горница»

Коллективное рисование «Самовар» дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната

Пластилинография «Самовар- батюшка»«Русский самовар»

Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель)

Коллективная лепка «Чайный сервиз» Воспитатели, дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната

Театрализация сказки К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната

3 этап. Обобщающий.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Выставка книжек- малышек «Самовар», детских работ в разных видах продуктивной деятельности Воспитатели, дети, родители презентация Групповая комната, пед. кабинет

Полученные результаты:

Дети:

Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре.

Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту.

Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности.

Получают радость от общения с родителями и совместной творческой деятельности.

Родители:

Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей.

Расширили знания о русских народных традициях.

Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей.

Педагоги:

Расширили представление о творческих возможностях семей своих воспитанников.

Приобрели новый опыт в организации совместной деятельности с детьми.

27 сентября 2020 в 10:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.