Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск
Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»Краткая аннотация. Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций. Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится кругозор. Проект будет реализовываться через вовлечение детейв различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, исследовательскую. В проекте будут принимать участие педагоги, дети и их родители. Всего в проект будет вовлечено 2 воспитателя, муз. руководитель, физ. руководитель, 28 детей и их родители. Постановка проблемы. Он во главе стола- большой начальник: Зеркально блещут медные бока, На голове пыхтит с заваркой чайник, Внутри- воды кипящая река. Случайно не задень его руками: В его стальной утробе жгучий жар! Гостей приветит чаем с пирогами Семьи поилец- русский самовар. (О. Карелин) В наше время большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Не знают, как жили русские люди, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свои дома, как работали и отдыхали. Русский народ издревле славился гостеприимством. Когда за большим столом собиралось много людей, а во главе стола, в самом его центре,красовался самовар. Ведь именно самовар объединял людей, считался символом семейного очага, добра и уюта. Представить себе русское застолье без ароматного чая трудно, хотя в наши дни бодрящий напиток, ставший традиционным для наших предков, основательно потеснен кофе. Раньше же даже в гости приглашали «на чай». Здесь обсуждались семейные дела и последние новости, велись неспешные беседы и устраивались литературные читки. К счастью, в те времена телевизор еще не изобрели, а спешить по вечерам было некуда. Летом чайный стол накрывали на веранде или в саду. Даже на гулянья весной и летом в пригородные парки горожане выезжали с самоварами. На траве расстилалась скатерть, из корзинок доставалась нехитрая снедь, на специальную подставочку ставился самовар. А если чего-то за импровизированным столом не хватит, стоит помахать поднятой рукой, тут же, как из-под земли, появится разносчик с бубликами, пряниками, пирогами. Идиллия, да и только. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, для семьи традиционное чаепитие – вещь незаменимая. К сожалению, времена меняются. В наш вечно спешащий век приглашать «на чай» уже не принято, это воспринимается как предложение зайти на несколько минут. А ведь именно в современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Сейчас, к сожалению, утеряны семейные традиции совместного чаепития и обсуждение семейных вопросов, умение делиться своей радостью и печалью с близкими людьми. Поэтому мы и обратились к проекту «Русский самовар и чаепитие на Руси». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы. Название проекта: «Русский самовар и чаепитие на Руси» Возраст детей: 5-6 лет Участники проекта: дети старшей группы «Ириски», воспитатели, родители. Тип проекта: детско- взрослый Продолжительность: краткосрочный (2 недели) Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций. Задачи проекта: 1) Расширить представления детей о русском фольклоре (сказки, пословицы, поговорки, загадки) 2) Обогатить и расширить словарь детей новыми словами. 3) Развивать познавательный интерес у детей. 4) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, воспитывать у них желание быть гостеприимными. 5) Побудить участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития. Прогнозируемые результаты реализации проекта: 1) Дети расширят представление о русской народной культуре, познакомятся с историей возникновения самовара. 2) Родители пополнят знания о русских народных традициях. 3) Педагоги получат опыт работы по патриотическому воспитанию детей. Интеграция образовательных областей Образовательная область Познание Содержание Задачи • Беседы «История возникновения чайника», «От самовара до чайника» • Экскурсия в музей «Русская горница» • Экспериментирование «Нагрев воды и заваривание чая» • Углубить и расширить знания детей об истории возникновения самовара, чайника. Коммуникация Содержание Задачи • Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского. • Дидактическая игра «Собери самовар» • Учить детей разыгрывать представления по знакомому литературному произведению,применяя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты Чтение художественной литературы Содержание Задачи • Чтение книги «Самоварец, самовар, самоварище» Ю. Добрынина • «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармс • «Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский • Заучивание стихотворений о чаепитии • Чтение детской художественной и научно- познавательной литературы о самоваре • Знакомство с пословицами, поговорками о самоваре. • Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития. Здоровье Содержание Задачи • Пальчиковая гимнастика «Самовар» • Составление кулинарной книги «Выпечка к чаю» • Беседа «О пользе чая» • Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Безопасность Содержание Задачи Беседы : • «Этот опасный кипяток», • «Электрические приборы», • «Пожар дома» • Дидактическая игра «Можно- нельзя» • Формировать представление детей об основных источниках опасности в быту и способах безопасного поведения. Социализация Содержание Задачи Сюжетно- ролевые игры: • «В гости к бабушке», • «День рождения», • «Гости пришли, дорогие пришли» • Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой. • Учить самостоятельно подбирать атрибуты и предметы- заместители к игре. Художественное творчество Содержание Задачи Выставка детских работ в разных продуктивных видах деятельности: • Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар», • Коллективное рисование «Самовар», • Лепка «Чайный сервиз» , • Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель, • Аппликация «Закипает самовар» , • Квиллинг «Медный самовар» . • Развивать творческие способности детей, совершенствовать навыки в художественном творчестве. Труд Содержание Задачи •Субботник по мытью детской посудки: тарелочек, чашек, ложек. • Протирка пыли в кукольном уголке. • Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом ответственность и инициативу. Физкультура Содержание Задачи • Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию. • Русскиенародные подвижные игры : «У медведя во бору», «Волк и гуси». • Считалка «Аты- баты» • Воспитывать чувство патриотизма. • Развивать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с использованием считалок. • Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Содержание проектной деятельности по реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Работа с родителями. содержание Участники проекта форма Место проведения Подбор энциклопедической информации об истории возникновения самовара, чайника, их устройстве Родители Работа с литературой, интернетом дом Совместное просматривание мультфильмов, русских народных сказок. Родители, дети Совместная деятельность дом Подбор поговорок, пословиц, загадок о самоваре и русском гостеприимстве Родители Работа с литературой, интернетом дом Работа с детьми Содержание Участники проекта Форма Место проведения Экскурсия в музей «Русская горница» Воспитатели, дети Совместная деятельность Музей «Русская горница» Подбор художественной литературы о русском чаепитии воспитатели Работа с литературой Пед. кабинет, дом Чтение художественной литературы Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната 2 этап. Практическая деятельность. Работа с родителями. Содержание Участники проекта Форма Место проведения Изготовление книжек- малышек «Самовар» и кулинарной книги «Выпечка к чаю» с подобранными пословицами, поговорками, загадками. Родители, дети Совместная деятельность дом Изготовление «Хранительницы чайного тепла» Родители, дети Совместная деятельность дом Работа с детьми. Содержание Участники проекта Форма Место проведения Беседы: «История возникновения чайника», «У носатого Фоки, постоянно руки в боки», «Этот опасный кипяток», «Электрические приборы. Пожар в доме», «О пользе чая» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната, музей «Русская горница» Коллективное рисование «Самовар» дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар» Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель) Коллективная лепка «Чайный сервиз» Воспитатели, дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната Театрализация сказки К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната 3 этап. Обобщающий. Содержание Участники проекта Форма Место проведения Выставка книжек- малышек «Самовар», детских работ в разных видах продуктивной деятельности Воспитатели, дети, родители презентация Групповая комната, пед. кабинет Полученные результаты: Дети: Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре. Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту. Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности. Получают радость от общения с родителями и совместной творческой деятельности. Родители: Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей. Расширили знания о русских народных традициях. Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей. Педагоги: Расширили представление о творческих возможностях семей своих воспитанников. Приобрели новый опыт в организации совместной деятельности с детьми. 27 сентября 2020 в 10:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.