Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск
Роль музея ДОУ для подрастающего поколенияСовременные дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их предков: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, на современном этапе характерно повышение значения её образовательной функции. Она позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания. Музей в ДОУ «Русская горница» способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников. Музей помогает понять язык фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей. Музей также поддерживает у детей интерес к жизни русского народа и его культуре . Наш музей «Русская горница» создавался постепенно и пополняется по сегодняшний день. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовары, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, рушники, крынки, коромысло и т. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом. Работа в нашем музее «Русская горница» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей; образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим: занятия в рамках педагогических проектов; использование экспонатов музея в образовательной деятельности и тематических развлечениях (проводы зимы и колядки); беседы, познавательные сообщения; театрализация; чтение художественной литературы, отгадывание загадок. (чтение русских народных сказок в музее помогает понять детям значение некоторых слов и выражений : лежать на печи, садись на лопату и в печь, крынка молока и.т.д) Целью данной работы является ознакомление дошкольников с традициями, историей, бытом и культурой русского народа. Дети знакомятся с предметами старинного быта и их названиями: печь, ухват, чугунок, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти. У них обогащается словарь пословицами, загадками, старинными словами. У дошкольников развивается любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира. Ведь с помощью музейной педагогики мы прививаем детям любовь к русским народным традициям и воспитываем чувство патриотизма и гордости за историю своего народа. Входе экскурсий педагоги дают знания детям о назначении предметов быта, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами, поговорками Наш Музей «Русская горница» стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учреждения. Работа музея ДОУ является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. В настоящее время ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения. Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наш музей интерактивен. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. Среда «Русской горницы» для ребёнка - средство познания традиций, культуры и быта. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица. Приятно узнавать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада. 27 сентября 2020 в 11:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.