Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в этнографический музей "Русская горница"Цель: формирование представления у детей о видах посуды в крестьянской избеи видах народныхпромыслов России . Задачи: · систематизироватьи пополнить знания детей о посуде; рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды, о рабочих профессиях; приобщать детей к культуре родного края; способствовать развитию познавательной и речевой активности; закреплять навыки ведения диалога, продолжать учить задавать вопросы; развивать познавательный интерес, желание узнавать новое; воспитывать любовь к историческому прошлому своего народаХодэкскурсии: - Дети, в нашем саду есть музей«Русская горница». Но чтобы попасть туда, надо отгадать мои загадки.
1. Из горячего колодца через носводица льется. (Самовар). 2. Сама не ем, а людей кормлю.(Ложка). 3. Сверху дыра, снизу дыра, апосредине – огонь, да вода. (Самовар).
- Назовите, одним словом все этипредметы. (Ответы детей). - Правильно. Это все посуда. Исейчас мы с вами пойдем в музей и рассмотрим посуду. В музее нельзя говоритьгромко, трогать посуду, бегать. - Скажите, для чего нужна посуда? (Дляприготовления пищи, чтобы из нее есть, пить, аккуратно кушать). - Что служило посудой древним людям?(Палочки, ракушки, листья, камни). - Да, все правильно. До появленияпосуды люди пили прямо из водоемов, брали пищу руками. Первой посудой древнимлюдям служили плоские камни, раковины, скорлупа плодов, веточки, листья.Постепенно человек научился делать посуду из материалов, который находил вприроде. – Дерева, камня, глины. КРЫНКА Из какого материала сделана этапосуда? (Из глины). - Назовите, какую посуду из глины выздесь видите? (Горшки, кувшины, тарелки, чашки, вазы). - Глиняная посуда издавна служилалюдям. Ее делают из глины – почвы, которая во влажном состоянии становитсявязкой, как тесто. Первые изделия изглины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно былотолько зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра,человек заметил, что глинистая земля, которую он брал для изготовления изделийдомашнего обихода, под действием тепла стала очень прочной как камень. С техпор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесноепревращение глины получил название «керамика», что в переводе с греческогообозначает «глина». Глиняную посуду очень берегли, иесли она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками илиберестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучиепродукты, например крупу — было можно. Глиняную посуду делают гончары нагончарном круге. А сейчас мы с вами превратимся вгончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду) Дети делают пальчиковуюгимнастику. Глину мы сейчас достанем, (хватательнымидвижениями «достают» глину) Разминать ее мы станем, (сжимают и разжимаюткулачки) Слепиммы горшки и миски, («лепят» складывают вместе согнутые ладошки.) Обожжеммы их для близких. (сжимают и разжимают ладошки от себя) Кушатьиз посуды станем, («кушают») Мы трудиться не устанем! («грозят» пальчиком) Отгадайте ещё загадку. Если люди за столом не зевают,
Здесь разные расписные ложки. Сделаны ониумельцами из дерева и расписаны с любовью художниками. Деревянная посуда былапредставлена в каждом доме, независимо от достатка его обитателей. Издеревянных мисок ели как князья, так и простые крестьяне. Были и деревянныемиски, которые отличались по своей глубине и диаметру. Напитки наливали вдеревянные чарки. На столе мы видимтакже деревянные тарелки, чашки, миски. Такуюпосуду вырезают из разных деревьев: березы, дуба,клена, липы. Лучше всего процессу обработки поддается липа – по ней легковырезать, так как она мягкая. А вы, знаете какой недостаток у посуды? Ответы детей Чтобы деревянная посуда былакрасивой - ее расписывают мастера. В разных регионах свои стили росписи:хохлома, Городецкая роспись. Какая посуда на этом стенде?(Металлическая). - Какую металлическую посуду вывидите (Кастрюля, сковорода, чайник,ложка, вилка, нож). - Из чего делают металлическуюпосуду? (Ее делают из олова, бронзы, золота, серебра, меди, стали, никеля,мельхиора, чугуна, алюминия). - Сегодня чаще всего дляприготовления пищи пользуются посудой эмалированной или из нержавеющей стали.Посуда из нержавеющей стали не ржавеет, не подгорает, хорошо чистится. Ребята угадайте загадку. Чтохозяйка в печку ставит, Ктоиз вас, ребята, знает? (чугунок)
Какое интересное слово – чугунок. Этососуд из чугуна Он не заменим был в хозяйстве. По весу онтяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержатьлюбой огонь и никогда не бился. Чугунная посуда сохраняет высокую температурупосле нагрева. Это способствует тому, что продукты не просто нагреваются, но итомятся. Это позволяет сохранять полезные вкусовые свойства блюда. В чугунке икашу варят, и картошку, и щи. А вкусно как! Ни в какой кастрюле такойвкуснятины не сваришь! Как поставить чугунок в печь? Не бык, а бодает.
Ухват представляет собою разомкнутое металлическое кольцо на длиннойдеревянной ручке. До поры до времени ютятся в темном подпечке кочерга, ухваты,хлебные лопаты и сковородник, распустив веером концы рукояток. Когда топитсяпечь и готовится обед, они должны быть всегда у хозяйки под рукой.
- Ох и трудная это работа - ставить ивынимать чугунок из печи… ( предлагаю детям, чередуясь, ставить ивынимать чугунок из импровизированной печи) Из горячего колодца Через нос водица льётся (самовар) Правильно, это самовар. А как вы думаете,почему он так называется? (сам варит) Раньше ни одно чаепитие не обходилось безнего. Он был вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятитьводу для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставаласьгорячей; Вообще в разных местах России у самовара былисвои названия: в одном месте его называли - "самокипец"(по такомуназванию можно сказать, что так называют предмет, который сам кипит, а в другомместе - "самогрей"(значит-сам греет).Самовар был членом семьи, онвсегда был окружен почетом и стоял в центре стола. Под его тихое сопение нашипрадеды вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Из уваженияк этому предмету обихода величали его на Руси торжественно:«Самовар-батюшка». Физминутка: Само– само – самовар, на столе красуется Дышиттак, что виден пар - дед им всё любуется. (руки на пояс, повороты) Сапогомего качай, ох, как разгорается, Само– самоварит чай, жаром обливается. (приседание) Пых– пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох) Сушкидед вчера принёс – С чаем – наслаждение! ( показать сушки) Чашкиставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдцеладошка) Всамоваре все похожи – В отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга) Взялив руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь) Ах!Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. ( подули на ладонь) 27 сентября 2020 в 11:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.