Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск
Что читать детям о безопасностиНаверняка все ли читали детям сказки «Колобок»,«Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос:«Почему сказки для маленького ребенка так плохозаканчиваются?» Самые первые сказки в жизни крохипохожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, еслизаглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей.Они написаны для взрослых. Именно взрослые должны нести ответственность за жизньи здоровье своего карапуза. Вот родителям в сказках и объясняется,что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить наокошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место.Русские народные сказки предостерегают родителей о последствиях,причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказкио безопасности – это своего рода инструкция к действию. У маленьких детейвоображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобокпогиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно Вы емуговорите, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос иинтонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можногрубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходитчто-то не то. В русских народных сказках всегдаесть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малышусваивает эти правила с молоком матери. В сказке все сказано ивсе очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том,чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируютповедение родителей. Вы можете показать свое отношение кбеспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведениеглавного героя, которое привело к печальным последствиям. Чтобы польза от сказокбыла максимальной, обязательно комментируйте их. Простое «ай-ай-ай»уже покажет Ваше отношение к проступку колобка. Задавайте вопросы по сказке:«Как ты думаешь, почему колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обхитрилКолобка?» и т. д. Подведите итоги после прочтения сказки: «НашаМаша молодец. Они никогда не убегает одна». При последующих прочтениях сказкинужно будет вызвать у ребенка недоверчивость к чужим речам, предупредив его овозможных опасностях. Также не нужно сразу лишать сказкуволшебства и приводить печальнее примеры из реальной жизни.Этому ребенок научится чуть позже, когда подрастет. Можно поиграть в колобкаили теремок, а в конце заменить традиционную концовку на ту, что колобка несъест лиса, а он убежит от нее. Или ребенок может спастись из развалившегосядома, который раздавил медведь. В процессе таких игр ребенок должен усвоить,что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужноубегать. Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтениемочередной сказки определите, какие полезные уроки ребенокможет получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своимисловами более доверительный и теплый. Обязательно выражайте свое отношение кповедению тех или иных героев. Вы можете осуждать их поступки или наоборотвосхищаться. Задавайте вопросы, при этом необязательно ждать, что ребенокответит на них. Вопрос подчеркивает главное, он заставляет задумываться. Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многихпоколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, нетрусить и не сдаваться. Вот некоторые произведения, которые Выможете прочитать и обсудить со своими детками. Художественнаялитература по пожарной безопасности
1. Баданов М. Костер. 2. Барто А. Гроза. 3. Бороздин В. Поехали! 4. Волынский Т. Кошкин дом. 5. Гардернес Э. Сказка о заячьемтеремке и опасном коробке. 6. Голосов П. Сказка о заячьем теремкеи опасном коробке 7. Дмитриев Т. Тетя Варя —электросварщица. 8. Жигулин А. Пожары. 9. Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым. 10. Зуев К. Машину проверяю. 11. Ильин Е. Солнечный факел. 12. Иоселиани О. Пожарная команда. 13. Куклин Л. Сталевар. Кузнец.Пожарный. 14. Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня(отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое. 15. Михалков С. Дядя Степа (отрывок). 16. Новичихин Е. Ноль — один. Спички. 17. Оленев К. Красная машина. 18. Орлова Д. Как Стобед хотел испугатьволка, а сам чуть не сгорел. 19. Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял. 20. Распутин В. Костер. 21. Смирнов О. Степной пожар. 22. Сухомлинский В. Воробышек и огонь. 23. Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки. 24. Фетисов Т. Куда спешат красныемашины. 25. Холин И. Как непослушная хрюшка едване сгорела. 26. Хоринская Е. Спичка-невеличка 27. Цыферов Г. Жил на свете слоненок. 28. Чуковский К. Путаница. 29. Яковлев Ю. Кто о чем поет? Художественнаялитература по безопасному поведению в природе 1. «Хитрые ласки» (Г. Шалаева). 2. «Что нельзя купить?» (В. Орлова). 3. «Наша планета» (Я. Аким). 4. «Сережа» (Р. Сеф) 5. Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина). 6. «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина). 7. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева) 8. «Наказание за незнание» (М.Фисенко). 9. «Ландыш» (Е. Серова) 10. «Осколок стекла» (Т. Шорыгина). 11. «Пожар в лесу» (М. Фисенко) 12. Волшебные вороны» (Т. Шорыгина). 13. «Не ходи по льду водоема» (Г.Шалаева, Н. Иванова). 14. «Зима» (М. Фисенко) 15. «Гроза» (А. Барто). 16. «Гроза» (В. Лифшиц). 17. Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина). 18. «Как Стобед бросил бутылку и что изэтого вышло»( Д. Орлова). 19. «Не купайся в запрещенных местах»(Г. Шалаева, Н. Иванова). 20. «Не прыгай в воду в незнакомыхместах» (Г. Шалаева, Н. Иванова). 21. «Как Владик с Катей ходили купаться»(М. Фисенко) 22. «Как неразлучные друзья в воде нетонули» (А. Иванов) Художественная литература по ПДД
1. Головко «Дорожные знаки»; 2. Дмоховский А. «Чудесный островок»; 3. Дорохов А. «Подземный ход»,«Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; 4. Кожевников В. «Светофор»; 5. Кривицкая А. «Тайны дорожныхзнаков»; 6. Маршак С. «Светофор»; 7. Мигунова Н. А. «Светофор»; 8. Михалков С. «Дядя Стёпа –милиционер»; 9. Пишумов Я. «Пешеходный светофор»,«Посмотрите, постовой», Пляцковский И. «Светофор»; 10. Прокофьев С. «Мой приятель –светофор»; 11. Северный А. «Светофор»; 12. Серяков И. «Законы улиц и дорог»; 13. Бедарев О. «Если бы …»; 14. Берестов В. «Про машины»; 15. Боровой Е. В рассказы из серии «Азнаешь ли ты?»; 16. Гальперштейн Л. «Трамвай и егосемья»; 17. Дорохов А, «Пассажир»; 18. Михалков С. «Моя улица», «Сквернаяистория»; 19. Носов Н. «Автомобиль»; 20. Огнецвет Э. «Кто начинает день»; 21. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбукагорода», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, вседевчонки…», ; 22. Семернин В. «Запрещается –разрешается»; 23. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»; 24. Гангов А. «Кто храбрей?»; 27 сентября 2020 в 11:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.