Ремигайло Надежда Владимировна,воспитатель, город Новосибирск

«Формирование основ инженерного мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

В инженерном мышлении главное — решение конкретных задач и достижение конкретных целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата. Результат этот через рационализацию, изобретение и открытие порождает качественно новое в области науки и техники и отличается оригинальностью и уникальностью. Но формировать предпосылки инженерного мышления возможно не только средствами конструирования и робототехники, но и иными средствами, способствующими развитию логического, инженерного и творческого мышления. Сегодня мы рассмотрим использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Палочки Кюизенера получили свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. Это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет. Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5. Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом дети лучше понимают понятие «больше-меньше», «короче-длиннее», «разные-одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета. Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно. Существует огромное количество игр с палочками. Их можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например,сказка «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. Или например, после обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дети могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет.  Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними ммогут дети разного возраста, поэтому такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек. Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель. Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени. Дьенеш разработал методику обучения математики и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного, в том числе и инженерное мышление. Самым распространенным развивающим материалом данной методики являются логические блоки, они успешно применяются в дошкольных учреждениях и так же прекрасно подходят для домашних занятий с ребенком. Что же это за блоки? Они могут быть изготовлены из разных материалов, самым бюджетным является изделия из пищевого пластика.  На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического, пространственного и инженерного мышления! Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить ребенку много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию. Игр с блоками Дьенеша существует множество. Например: «Сортируем блоки по наличию одного признака» или «Логические цепочки» При помощи этой игры ребенок учится выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируется внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма. Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, детям дается труднее всего, поэтому заниматься им необходимо в последнюю очередь.  Далее можно усложнять и сортировать по двум и более признакам.  Популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом. Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали условия для сортировки словами, то теперь ребенок будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображениями. Для такого варианта игры используют логические карточки со следующими обозначениями: цвет блока, размер блока, толщина, геометрическая фигура. Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.  Игра «Круги» Необходимо выложить на полу с помощью веревочек, обручей два пересекающихся круга, и объяснить, что в один круг нужно положить все квадратные фигуры, а в другой – синие. После этого, обратите внимание ребенка на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и синими и квадратными. Игра «Блоки путешествуют» По-моему мнению, это один из самых увлекательных вариантов игр с блоками, он будет интересен детям от  4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них не простые, а специальные, для блоков. Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша универсальны и незаменимы для развития анализа, сравнения, классификации, обобщения, а также восприятия, памяти, внимания, воображения и творческих способностей ребенка. Играя с ними дети и взрослые развивают логическое и инженерное мышление.

16 февраля 2021 в 15:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.